Понедельник, 11.12.2017, 23:45


Сайт МОУ "СОШ" с. Перевесинка
Турковского района 
Саратовской области

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сохинова Елена Александровна

учитель химии, биологии, экологии

2013-2014 учебный год


2014-2015 учебный год
 Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по экологии 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа по экологии 6 класс (ФГОС)


 

 

 

 «Значение живых организмов в природе и жизни человека».

 

Сохинова Елена Александровна,

муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Перевесинка

Турковского района Саратовской области

 

 

 

   Предмет: биология

   Класс: 5

Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их взаимосвязи.

Задачи урока:

Образовательные: изучить основные группы живых организмов по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, о цепях питания, показать значение биологического разнообразия в природе и взаимосвязи организмов между собой.

Развивающие: продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах и группах, развивать познавательный интерес.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать культуру общения, формировать экологическое мышление и экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Оборудование: гербарий растений, коллекция насекомых, компьютер, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, презентация, карточки с изображением растений, животных, грибов.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, интерактивная.

 

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

1. Организа-

ционный

Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся. Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Мне приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Давайте создадим, друг другу хорошее настроение - улыбнемся. Хочется пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

Приветствуют. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность

Коммуникативные (учатся культуре общения)

1 мин

Актуализация знаний.

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся.

Актуализирует имеющиеся знания.          Учитель рассказывает притчу: "Было у матери природы две дочки красоты необыкновенной. У одной глаза голубые, хрупкая, нежная, радушная. Ей мудрая мать подарила растительный мир. Как ее звали? (Флора). Вторая дочь  - быстрая как ветер, могла с птицами полетать, за оленями попрыгать, ей мать природа подарила животный мир. Как ее звали, ребята? (Фауна). И просила мать природа своих дочерей, чтоб берегли живой мир, защищали его от всего злого." (слайд 2)

Ребята, а какие царства живой природы вы знаете?  Предлагает на слайдах определить к какому царству относится живой организм. (слайды 3-7) Каковы они по способу питания? Дать краткую характеристику каждому царству.  

Учитель предлагает работу с тестом, для повторения пройденного материала и перехода к изучению новой темы. (приложение 1)

Предлагает проверить тест друг у друга в парах и поставить оценки, затем результаты теста проверяются на слайде (слайды8-11)

Слушают притчу, отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал.

 

 

 

 

Перечисляют царства.

Рассматривают слайды

 

Определяют к какому царству относятся живые организмы , сравнивают их по способу  питания.   Дают характеристику каждому царству, обобщая имеющиеся знания.        

Отвечают на вопросы теста, оценивают работу друг друга, корректируют ответы после проверки                                       

Познавательные (учатся строить высказывания, учатся сравнивать, обобщать),  Личностные (личностное самоопределение), Коммуникативные (учатся культуре общения)

Регулятивные (учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию)

 

6 мин

Постановка проблемного вопроса

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности

Учитель подготавливает мышление учащихся к созданию проблемной ситуации. Организует работу по формулировке цели учебной деятельности и темы урока.

 Ребята, А почему мать Природа просила беречь все живые организмы? Предлагает рассмотреть слайд, на котором ядовитые животные, растения, грибы. А также слайды на которых полезные для человека организмы. (слайды12-15)               Нужно ли уничтожать в природе ядовитые грибы, растения, животных? Все ли живые организмы  нужны? Мы ответим на этот вопрос в течение урока. Давайте сформулируем тему нашего урока и цели, которых мы хотим достичь. (слайды16-17)

Рассматривают слайды, вступают в диалог с учителем, выявляют проблему.

Отмечают, что есть полезные и вредные для человека организмы, высказывают свое мнение.  

Предполагают, что на уроке мы будем изучать значение живых организмов в жизни человека и природы, участвуют в постановке цели урока

Коммуникативные (учатся выражать свои мысли) Личностные (личностное самоопределение)

 

5 мин

Открытие нового знания

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Организует работу в парах. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.   Используя учебник (с.70-71), выпишите в тетрадях группы организмов,  полезных  для человека, составив таблицу (группы организмов - представители)

 С помощью гербария растений и коллекции насекомых отыщите представителей разных групп. Организует проверку проделанной работы. Показывает слайды с представителями разных групп полезных организмов. (слайды 18-21)

                                                     Используя ранее полученные знания,  скажите почему невозможна на Земле жизнь без зеленых растений?  (слайд 22)

Сделайте вывод о взаимосвязи живых организмов.

 

 

А почему без деятельности бактерий жизнь на Земле невозможна?  Объясните значение бактерий показанных на слайдах. (слайд 23)

Сделайте вывод о взаимосвязи живых организмов.

 

 

 

А какое значение имеют животные  в жизни других живых организмов. (слайд24)

Сделайте вывод о взаимосвязи живых организмов.

Учитель предлагает составить цепь питания, доказывающую взаимосвязь организмов, используя раздаточный материал (карточки с изображением растений, животных, бактерий)

А как же быть с вопросом, прозвучавшем в начале урока. Нужны ли нам ядовитые растения, животные кровососы, бактерии- паразиты? Почему некоторых животных называют вредителями? Что такое сорняки? Наиболее полно ответить на эти вопросы поможет вам источник информации учебник (с.69-70)

Учитель организует работу по проверке. Предлагает сделать вывод.

Используя текст учебника находят нужную информацию. Фиксируют в тетрадях группы организмов, обсуждают в парах, полученные знания. Объединяют организмы по их значению в группы, составляя таблицу (лекарственные, пищевые, сырьевые) С помощью гербария растений и коллекции насекомых отыскивают представителей разных групп.     Озвучивают сделанные записи.                                    Объясняют, что растения автотрофы и производят в ходе фотосинтеза кислород  и органические вещества.

Делают вывод, что человек, животные и бактерии не смогут жить без растений.

Объясняют значение бактерий (клубеньковые бактерии и симбиоз с бобовыми растениями, процессы  гниения, брожения)                           Делают вывод, что без бактерий жизнь на Земле не возможна.                                 Оценивают значение животных как опылителей растений, распространителей семян и плодов, источник пищи для других.

Делают вывод, что все живые организмы взаимосвязаны и нужны.

Составляют цепи питания, обсуждают их в группах,  объясняют значение каждого звена цепи.

Используя текст учебника находят нужную информацию.  Обсуждают в группах. Делают вывод, что ненужных и вредных видов в природе не существует. Приводят примеры:  комары, досаждающие укусами являются самым доступным кормом для птиц, мыши - пища хищников.

Предметные (учатся понимать биологические термины)

Познавательные (учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, учатся строить высказывания, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи)

Коммуникативные (учатся слушать и понимать речь другого человека - учатся самостоятельно организовывать  учебное взаимодействие при работе в паре, формирование умения выражать свои мысли)    Личностные (формирование жизненного самоопределения)

15 мин

Физкультминутка

Организует и проводит физкультминутку "Правила поведения в лесу"   

 1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вы­растет.

3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, никому при этом не мешая.

4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.

7. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья, кустарни­ки, грибницы.

8. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.

9. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.                           

Встают  из-за парт и выполняют упражнения

 

 

Если ребята согласны с правилом, то они хлопают в ладоши и кивают головой "да"

Если ребята не согласны с правилом, то они топают ногами и качают головой в знак "нет"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети садятся

Личностные

3 мин

Первичное закрепление знаний

Цель: применить знания в новой ситуации

1.Учитель предлагает, используя коллекцию насекомых, выбрать вредных для человека.  А почему они нужны в природе?                                           

2.Учитель предлагает выполнить задание №4 стр 45в  рабочей тетради.   (1. Какие растения называют сорняками? 2. Какой вред причиняют сорняки? 3. Какую пользу приносят сорняки?)      Используя гербарий растений, выберите сорняки.  

3. Учитель предлагает послушать сказку: "В некотором царстве жил -был царь. Богатства его были несметными. Однажды царь увидел, как воробьи клюют зерно из его амбаров, и повелел уничтожить всех воробьев. Подданные царя уничтожили не только воробьев, но и всех птиц. Обрадовался царь: "Теперь никто не будет воровать мое зерно, и я стану еще богаче!" Но недолго радовался царь.                                     Как вы думаете почему? Закончите сказку.

Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока: "Есть ли в природе ненужные виды "мы можем дать?                                          Учитель предлагает сформулировать общий вывод.     Ненужных видов в природе не существует, человек должен заботится о сохранение разнообразия видов живых организмов - биологическом разнообразии. (слайд25)

Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Выполняют задание в парах, обсуждают, записывают в тетрадях,  озвучивают ответ, корректируют свои записи после проверки.

Выполняют задание. Осуществляют взаимопроверку, обсуждают результаты.

 

Слушают сказку, обдумывают и заканчивают ее, говоря, что без птиц, будет много вредителей растений и урожай царя может вообще погибнуть.  Делают вывод о том, что жизнь одних видов зависит от жизни других видов.

 

Отвечают на основной вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения. Участвуют в формулировании вывода, записывают в тетрадь.

Регулятивные (учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию)

Коммуникативные (учатся выражать свои мысли)

Предметные (учатся понимать смысл биологических терминов)

Личностные

10

Рефлексия.  Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока  и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

2. Оценивает работу учащихся.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Коммуникативные

Регулятивные (учатся осуществлять самоконтроль) Личностные (формирование личностного самоопределения)

3 мин

Домашнее задание

Озвучивает домашнее задание.  (слайд26)

П. 16 учебника. Используя дополнительную литературу, Интернет подготовьте сообщение "Домашние животные нашей местности".

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные (ставят самостоятельную учебную задачу на основе соотнесения того , что уже освоено и того, что еще не известно)

2 мин

 

Литература

Алешко Е. Н. Хрестоматия по ботанике., М., "Просвещение" 1998.- 296с.

Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы., "Просвещение" 1997.- 159с.

Молис С. А. Книга для чтения по зоологии., "Просвещение" 1989.- 224с.

Пономарева И. Н., Николаев И. В., Корнилова О. А. Учебник: Биология: 5 класс - М.: Вентана - Граф, 2013. - 128с

Трайтак Д. Н. Книга для чтения по ботанике., "Просвещение" 2003.- 271с.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz